Черабаева Надежда Александровна окончила Ульяновский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт им. И.Н.Ульянова. В МБОУ «Лицей физики, математики, информатики №40» при УлГУ г. Ульяновска работает с 1990 года.
Надежда Александровна – Соросовский учитель, является победителем конкурсного отбора лучших учителей ПНПО 2008 года. За высокие успехи в работе награждена грамотой Министерства образования Российской Федерации. Ее работа отмечена грамотой Управления образования Мэрии г. Ульяновска, несколькими грамотами Министерства образования Ульяновской области (2015), благодарственным письмом регионального конкурса компьютерного творчества среди детей и юношества "Мастер информационных технологий" за вклад развитие информационного общества и плодотворную работу с молодёжью под патронажем заместителя Председателя правительства Ульяновской области - руководителя аппарата Губернатора и Правительства Ульяновской области. По итогам участия образовательных организаций Ульяновской области в Национальной образовательной программе "Интеллектуально-творческий потенциал России" названа "Педагогом, на которых равняется Россия!" в разделе "Руководители лауреатов Всероссийского конкурса "Интеллект-экспресс".
Черабаева Н.А. щедро делится своими знаниями и опытом с коллегами; в течение долгого времени является руководителем районного методического объединения учителей биологии, регулярно проводит открытые уроки в рамках научно – практических семинаров, проводимых для руководителей образовательных учреждений, педагогов города и области:
ü Выступление для пресс-службы МО Ульяновской области (ноябрь 2014г.);
ü Открытый дистанционный урок «Следы невиданных зверей» в 5 классе (Мастер-класс для молодых учителей биологии г.Ульяновска в рамках городского методического объединения по теме «Требования к современному уроку. Особенности коммуникации с учащимися в режиме дистанционного обучения», январь 2015г.)
ü Открытый урок по ФГОС в 5 классе «Приспособленность организмов» (апрель 2015г.).
Надежда Александровна ежегодно принимает активное участие в организации и проведении городского этапа Всероссийских предметных олимпиад школьников по биологии и экологии, работает в качестве эксперта, привлекалась к работе в экспертной (аттестационной) комиссии Ульяновской области по аттестации педагогических работников.
Ученики Н.А.Черабаевой неоднократно становились призерами предметных олимпиад и конкурсов различного уровня. Среди побед последних лет – лауреат олимпиады по экологии (2016), призер регионального этапа Всероссийской олимпиады Всероссийского конкурса Интеллект-экспресс" (2014), победитель областной Интернет- школьников по биологии (2016), призёр международной игры-конкурса "Гелиантус - естествознание для старшеклассников" по Ульяновской области Михаил Романов (2015), несколько победителей Международной дистанционной олимпиады по биологии проекта "Инфоурок"(2015), дипломантки Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Человек на Земле» Виктория Моисеенко (2016) и Анна Седова (2015), победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Зеркало природы» в номинации «Фотография» О. Гулящева (2016), призёр регионального этапа конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» А. Косова (2017) и другие.
Надежда Александровна постоянно работает над повышением своего образовательного уровня, знакомится с новинками методической литературы и литературы по биологии как науки, что положительно отражается на уровне преподавания. В 2015 году принимала участие в семинаре-совещании "Особенности преподавания биологии в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта", проводимого издательским комплексом "Наука", издательство "Академкнига/Учебник" в г. Москва.
Наиболее значимые публикации:
ü Методические рекомендации к использованию фреймовых опор на уроках биологии / Методический портал для учителей. Рубрика: Биология. Экология. http://portal.snauka.ru/2015/03/1809
ü «Конструирование» как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии. Н.А.Черабаева, Е.В.Спирина. Алгоритм успеха. Биология. №5. Научно-методический журнал издательства Вентана-Граф.
ü «Организация внеурочной деятельности по биологии. Из опыта работы». Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Ульяновск 2016.
В рамках апробации внедрения дистанционных образовательных технологий на территории Ульяновской области Черабаевой Н.А. разработан и внедряется учебный курс внеурочной деятельности для 5 класса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Путешествие в мир биологии». В созданном ею учебно-методическом комплекте предпринята попытка повысить у обучающихся интерес к биологической науке в режиме дистанционного обучения с использованием возможностей системы управления обучением «Moodle». УМК прошел успешную апробацию в тесном сотрудничестве лицея №40 при УлГУ и МБОУ СОШ №31 им. Героев Свири. Данный УМК был представлен на «Конкурсе образовательных программ, реализуемых с применением ЭО и ДОТ на территории Ульяновской области» и вошел в тройку лучших.
Опыт работы Черабаевой Н.А. в сфере дистанционного образования освещался в региональных СМИ и был высоко оценен коллегами по цеху. За победу в конкурсе и внедрение дистанционных технологий Надежда Александровна была дважды награждена грамотами Министерства образования Ульяновской области. Разработанный ресурс — курс внеурочной деятельности для дистанционного образования – размещен на Образовательном портале Министерства образования Ульяновской области. Наработками по данному направления Надежда Александровна делилась на региональном семинаре в августе 2015 года. Последователем Н.А. Черабаевой в данном направлении стала учитель английского языка лицея Качанова Юлия Александровна, которая проводит дистанционные уроки для учащихся отдалённой сельской школы.
Другое направление работы Н.А. Черабаевой — разработка и внедрение курсов внеурочной деятельности по биологии «Путешествие в мир биологии». Первые наработки отражены в статье «Внеурочная деятельность по биологии. Из опыта работы» сборника, изданного по материалам межрегиональной научно-практической конференции с международным участием в 2016 г. Своеобразием и отличительной особенностью курсов внеурочной деятельности является использование натуральных объектов и проблемная направленность.